Алексей Ситников: «Федеральные законодательные одежды оказались не по размеру нечерноземным регионам»
В своем выступлении депутат обратил внимание федеральных коллег на региональную проблематику актуального правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения.
В структуре законодательных приоритетов развитие сельского хозяйства занимает особое место. При этом реформирование аграрного законодательства осуществляется в контексте полного отсутствия последовательной региональной концепции. Алексей Ситников уверен, что такой законодательный подход недопустим в стране, «где почвы настолько разные, что местный ассортимент ягод варьируется от арбузов до клюквы». В частности, закрепление безальтернативной правовой модели использования земель сельскохозяйственного назначения не соответствует реальным экономическим возможностям Центрального Нечерноземья. «В результате сшитые по стандартным лекалам федеральные законодательные одежды оказались безнадежно не по размеру нечерноземным регионам, где спрос на землю несопоставимо ниже объемов предложения», – констатировал народный избранник.
В качестве примера Алексей Ситников привел порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время законом установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выкупать земельные участки, не пользующиеся спросом. Для дефицитного областного бюджета суммы, о которых идет речь, неподъемны. Вместе с тем неисполнение обязанности по оплате приобретения земельных участков повлечет за собой взыскание денежных средств в судебном порядке, дополнительно региональной власти придется «раскошелиться» на неустойки, штрафы, государственную пошлину, судебные расходы. Эти бюджетные расходы, безусловно, неэффективны, так как возможность дальнейшего вовлечения в оборот изъятых нерентабельных земельных участков, составляющих казну, изначально отсутствует. В аналогичной ситуации «собственников поневоле» в случаях, установленных действующим законодательством, находятся и муниципальные образования.
В связи с этим Алексей Ситников призвал федеральных парламентариев рассмотреть возможность предоставления права субъектам Российской Федерации самим устанавливать (либо не устанавливать) обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приобретению таких земельных участков и способ определения начальной цены продажи земельных участков. Кроме того, депутат настаивал на необходимости уточнения подходов к установлению административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, с учетом фактора востребованности земель сельскохозяйственного назначения.
В целях закрепления уже существующих точек экономического роста сельских территорий Алексей Ситников, по многочисленным просьбам костромских аграриев, инициировал рассмотрение вопроса о возврате к прежнему порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности в рамках упрощения процедуры предоставления земельных участков для указанных целей.
«Без необходимого объема полномочий и достаточного финансового обеспечения нечерноземные регионы не смогут качественно выполнить задачу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. Земля как предмет сделок нуждается в «предпродажной подготовке»: сегодня – инвестиции, завтра – урожай. В обратном порядке эта формула в условиях Нечерноземья не работает», – подчеркнул депутат и призвал коллег-законодателей приступить к проработке озвученных предложений в возможно короткие сроки. Позиция депутата нашла отражение в проекте рекомендаций парламентских слушаний.
